История МГИУ

Прологом создания Завода-втуза при ЗИЛе можно считать открытие 1 февраля 1931 года филиала вечернего автомеханического института, который получил краткое название "АМИ-АМО". Летом 1931 года на заводе широко обсуждался вопрос о создании самостоятельного завода-втуза. Был проведен набор студентов во втуз. 15 сентября 1931 г. 787 студентов начали учебу в новом здании учебного комбината завода.

Автозаводцы разработали стройную систему подготовки кадров, включая сеть учебных заведений от ликбеза до института. Система носила многоуровневый характер: первый уровень предназначался для подготовки низшего административно-технического персонала; второй - для техников-мастеров; третий - для инженеров. Все уровни были методически связаны друг с другом и представляли собой систему непрерывного образования. Однако создание завода-втуза при АМО не было утверждено Высшим советом народного хозяйства СССР, и осенью 1932 года завод-втуз прекратил свое существование.

Завод-втуз при ЗИЛе создан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1425 от 30 декабря 1959 года приказом по Минвузу РСФСР 1 марта 1960 года на базе филиала Московского автомеханического института (МАМИ).

На первых порах названному вузу была поручена организация завода-втуза и ведение учебных занятий. Созданию и началу практической деятельности завода-втуза предшествовала огромная методическая и организационная работа. Эта работа велась дирекцией, парткомом и отделом технического обучения ЗИЛа и ректоратом МАМИ. Деятельность завода-втуза курировал заместитель директора ЗИЛа Владимир Ильич Крымов, принимавший участие в подготовке всех важнейших документов, связанных с созданием завода-втуза. Большую роль в разработке системы "завод-втуз" применительно к условиям ЗИЛа сыграл старейший работник завода, заместитель начальника ОТО Андрей Иванович Москалев.

Первым сотрудником и преподавателем завода-втуза был его ректор Александр Павлович Лызо, назначенный в апреле 1960 г. Вместе с ним из МАМИ пришли опытные преподаватели. Среди них В.О.Шмидт, М.С.Андреева, В.Е.Шнейдер, В.О.Гордон, В.А.Петров, И.А.Чернышов, П.И.Терехов, А.Я.Слуцкин, Г.М.Орлов, Н.Д.Кабелевская и другие. В результате их дружной совместной работы уже 1 сентября 1960 года на первую лекцию в здании ОТО ЗИЛа пришли первые 204 студента завода-втуза.

Положенные в основу создания завода-втуза принципы организации обучения студентов требовали широкого привлечения к учебному процессу ведущих заводских специалистов. Дирекция ЗИЛа с первых дней работы завода-втуза всегда следовала этим принципам.

В числе ведущих инженерно-технических работников завода, направленных на преподавательскую работу во втуз, были главный конструктор ЗИЛа А.М.Кригер, начальник центральной металлургической лаборатории А.В.Шепеляковский, начальник центральной литейно-металлургической лаборатории А.В.Лакедемонский, начальник конструкторского бюро кузовов Б.Н. Орлов, начальник лаборатории абразивно-алмазной обработки М.С.Наерман.

В феврале 1962 г. на заводе-втузе были созданы два факультета, а в 1963 году - первые 10 кафедр. Автомобильный факультет объединял специальности: автомобили и тракторы (со специализациями автомобили и автомобильные кузова); двигатели внутреннего сгорания. Первым деканом АФ стал доцент В.О.Шмидт.

Механико-технологический факультет объединял специальности: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты (со специализациями технология машиностроения и инструментальное производство); машины и технология литейного производства; машины и обработка металлов давлением; металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов. Первым деканом МТФ был назначен доцент А.М. Кузнецов.

С приходом в руководство ЗИЛа Павла Дмитриевича Бородина значительно усилилась помощь завода втузу. Активную и плодотворную работу по укреплению завода-втуза вели заместители генерального директора В.В.Калинин, А.И.Бужинский, главный бухгалтер Б.И.Миненко, главный металлург В.Д.Кальнер, главные специалисты ЗИЛа Г.П.Долотов, А.М.Ярков, начальник ОТО В.П.Котов и многие другие.

В октябре 1964 г. был проведен первый набор в аспирантуру по специальностям: металловедение, технология литейного производства, металлорежущие станки, резание металлов.

12 февраля 1966 г. был подписан исторический для коллектива завода-втуза приказ по Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР об отделении завода-втуза от МАМИ.

Первый выпуск специалистов из стен завода-втуза состоялся уже после отделения от МАМИ - весной 1966 г. Было выпущено 122 инженера-механика для ЗИЛа, МЗМА, ГПЗ-1.

Четыре выпускника получили диплом с отличием. Диплом с отличием № 1 получил И.Я.Олейник, ветеран Великой Отечественной войны; дипломы с отличием были вручены также Н.Н.Ворониной, В.П.Петрову, Н.Г.Хохлову, которые, как и И.Я.Олейник, в последующем перешли на преподавательскую работу во втуз.

Переезд в новое здание в 1972 году явился одним из важных моментов в становлении завода-втуза; этим была создана прочная материальная база для его развития. Завод-втуз получил значительный по сравнению с первоначальным аудиторный фонд, кафедрам были предоставлены помещения для работы преподавателей, получили помещения все службы завода-втуза.

По инициативе генерального директора ЗИЛа П.Д.Бородина и активном участии его заместителя по экономике А.И.Бужинского в 1971 г. была открыта специальность "Экономика и организация машиностроительной промышленности" с трехлетним сроком обучения. Названная специальность вводилась для принципиально новой формы экономического образования руководителей завода различных уровней. Из них формировались учебные группы для получения второго высшего образования - экономического.

Завод-втуз при ЗИЛе стал одним из первых среди технических вузов выпускать инженеров-экономистов.

Деятельность Завода-втуза при ЗИЛе, обобщая богатый опыт, можно разделить на этапы, связанные с реальными условиями функционирования и стилем руководства ректора. Первый этап (1960-74 гг.), естественно, связан со становлением нового нетрадиционного высшего технического учебного заведения. Главными его задачами являлись:

- формирование структуры вуза и квалифицированного профессорско-преподавательского состава;
- практическая реализация идей интегрированной системы обучения "завод-втуз" и ее постоянное совершенствование;
- создание современной материальной и технической базы.

Первый этап тесно связан с личностью и деятельностью ректора профессора Александра Павловича Лызо. Ему и коллективу завода-втуза в целом удалось решить все перечисленные задачи.

К тому времени завод-втуз объединил немало преподавателей-энтузиастов новой формы обучения, таких, как проректор по учебной и научной работе Владимир Оттович Шмидт, профессор Александр Андреевич Игнатов, заведующий кафедрой профессор Олег Александрович Ганаго, заведующий кафедрой Алексей Михайлович Ярков, доцент Ким Александрович Осипов, декан МТФ доцент Елена Ивановна Ушкалова и многие другие.

Но главным памятником ректору Александру Павловичу Лызо являются построенные учебные корпуса завода-втуза.

Второй этап бурного развития завода-втуза (1975-81 гг.) связан с деятельностью ректора д.т.н., профессора, лауреата Ленинской премии, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Александра Ивановича Акулова. Крупный ученый, носитель традиций лучшей инженерной школы - МВТУ им. Н.Э.Баумана - много сделал по реформированию и совершенствованию учебного процесса, инженерно-производственной подготовки, оживлению научно-исследовательской работы, подбору и расстановке кадров, координации деятельности заводов-втузов страны, повышению рейтинга интегрированной системы обучения и Завода-втуза при ЗИЛе.

В этот период в завод-втуз влилась мощная и свежая струя маститых и молодых талантливых ученых из МВТУ им. Н.Э.Баумана и других вузов. Они вскоре подтвердили правильность выбора, став докторами наук, профессорами, заведующими кафедрами. В этой "могучей кучке" доктора наук, профессора: Н.Ф.Авдеев, Я.С.Агейкин, В.П.Алехин, С.М.Базисов, Е.В.Васильева, Н.В.Гулия, С.С.Клеников, И.В.Матвеенко, В.Б.Миносцев, В.Ф.Палий, В.Ф.Савельев, В.М.Сагалевич, В.Н.Скопинский, В.Н.Субич и многие другие. Половина из перечисленных ученых стали заслуженными деятелями науки Российской Федерации.

В 1976 году была начата подготовка инженеров по специальности "Машины и технология сварочного производства". Открыты три специализированных совета по защите кандидатских диссертаций по девяти специальностям.

Совершенствованию работы заводов-втузов страны, повышению эффективности подготовки инженеров по данной системе способствовала созданная в 1978 году научно-методическая секция "Проблемы обучения студентов по системе "завод-втуз", преобразованная в 1981 году в научно-методический совет Минвуза. Председателями названных организаций со дня их создания последовательно являются ректоры Завода-втуза при ЗИЛе, МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ), МГИУ, что говорит о бесспорном авторитете вуза.

Третий этап в развитии вуза (1981-1997 гг.) связан с деятельностью ректора д.т.н., профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ Юрия Серафимовича Авраамова.

В начале 80-х годов происходило дальнейшее совершенствование инженерно-производственной подготовки, значительно улучшилась ее организационная структура. В соответствии с этой структурой всем студентам 5-6 курсов предоставлялись инженерно-технические должности. Для руководства инженерно-производственной подготовкой на производстве за каждым студентом закрепляются заводские инженеры-консультанты, введены ежегодные аттестации студентов.

В течение 1981-1982 гг. разработано новое положение по инженерно-производственной подготовке студентов, где обобщен опыт интегрированной системы обучения (ИСО) за 20 лет деятельности.

В сложный для вузов период перестройки Юрию Серафимовичу Авраамову пришлось "вести корабль" в "непрерывно штормовую погоду". Ему удалось это сделать блестяще. Более того, на каждом сложном "повороте" вуз переходил в новое более устойчивое качество. Коллектив Завода-втуза при ЗИЛе под руководством Ю.С.Авраамова сумел не только сохранить достигнутое, но и создать новые образовательные направления. В эти годы принципиально новое развитие получила довузовская подготовка.

Открытый в этот период экономический факультет, первым деканом которого стал Н.П.Носов, за короткий срок завоевал авторитет как среди абитуриентов-школьников, так и среди взрослых людей, желающих получить экономическое образование. Экономический факультет быстро перерос первоначальные узкие рамки одной специальности и превратился в 1991 году в факультет экономики, менеджмента и информационных технологий. В 1993 году был открыт прием на специальность "Юриспруденция" - очень редкий пример для технических вузов, а затем создан и гуманитарный факультет.

В 1988 году при содействии руководства города Москвы и активной поддержке дирекции ЗИЛа Завод-втуз при ЗИЛе был переименован в Московский автомобилестроительный институт - МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ), что явилось важным этапом в развитии вуза.

Этот вопрос ставился давно, так как форма обучения "завод-втуз" автоматически перешла в название вуза. Такое название было непонятно очень многим - абитуриентам, их родителям, должностным лицам, отечественным и зарубежным партнерам - и реально мешало нормальной работе.

Важным достижением в развитии МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ) стало открытие филиала в г. Кинешма для подготовки специалистов автоагрегатного завода АЗЛК.

Сложная экономическая ситуация в стране вынуждала руководство и коллектив вуза менять психологию и устоявшиеся подходы к хозяйственной и финансовой деятельности, активно искать различные источники финансирования для обеспечения нормального учебного процесса и функционирования всех структур института. И это удалось благодаря позиции ректора Ю.С.Авраамова, инициативе проректоров - Николая Григорьевича Хохлова, Виктора Алексеевича Демина и Юрия Никитича Демина, деканов - Николая Павловича Носова, Владимира Васильевича Ужвы, заведующих кафедрами - Олега Васильевича Таратынова, Рубена Петровича Кушвида, Сергея Сергеевича Кленикова и многих других.

Несмотря на сложные экономические условия, укреплялась материальная база института. С помощью ЗИЛа институт получил третий учебный корпус - пятиэтажное здание по улице Ленинская слобода. Существенно улучшилась обеспеченность вычислительной техникой, был создан ряд новых лабораторий.

Продолжали развиваться деловые отношения с предприятиями г. Москвы. В результате тесного многолетнего сотрудничества муниципальная компания "Мосгортранс", осуществляющая перевозку пассажиров общественным транспортом, и акционерное общество "Мосавтотранс" стали базовыми предприятиями МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ).

Впервые в стране совместно с другими вузами МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ) стал развивать новую для России дистанционную форму обучения.

На этом этапе вуз стал головным в Министерстве образования России по обучению соотечественников за рубежом и активно участвовал в различных инновационных проектах как в системе Минобразования России, так и в негосударственной сфере. По инициативе МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ) созданы Межгосударственный университет "Рутения", который расширил международные связи института и создал условия для обучения студентов в странах Балтии и СНГ; Академия промышленности и менеджмента; Международная академия менеджмента (МАМ).

Сотрудники МГИУ занимают ведущие посты в этих организациях. Президент МГИУ Ю.С.Аврамов является вице-президентом МАМ; декан ФЭМиИТ д.э.н. С.В.Смирнов выполняет обязанности ученого секретаря МАМ; проректор по НИР А.Д.Шляпин исполняет обязанности ректора "Рутении".

Серьезным признанием научных достижений вуза стало его участие в создании, становлении и развитии Российской академии транспорта (РАТ). Активное участие в организации РАТ и руководстве ее отделениями приняли Ю.С.Авраамов, О.В.Таратынов, В.А.Демин, Е.А.Резчиков.

В течение более чем 10-летнего периода институт был головным вузом по межвузовской программе "Перспектива", научное руководство которой осуществлял Ю.С.Авраамов.

В результате проделанной работы со дня основания Завода-втуза при ЗИЛе и последующей деятельности авторитет Московского автомобилестроительного института вырос настолько, что в 1996 году он смог получить самый высокий статус среди технических вузов - университета. Безусловно, это блестящая заслуга всего коллектива МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ).

К своему сорокалетию МГИУ подошел авторитетным вузом, прочно занявшим свою нишу в подготовке специалистов для Москвы и различных регионов России.

Вверх--На главную--Перейти к институтам

История

На главную

         

Учебный комбинат

Технологическая лаборатория

Технические заведения

Почта

Карта сайта

Скачать пособие

Hosted by uCoz