|
Найти: | sна: |
Учебные заведения. Высшее образование. МГТУ им. Баумана. Факультеты.
Научно-учебный комплекс “Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника” (НУК РЛМ) включает в себя два факультета: “Радиоэлектроника и лазерная техника” (РЛ) ”Биомедицинская техника” (БМТ) и научно-исследовательский институт “Радиоэлектроника и лазерная техника” (НИИ РЛ). В состав НУК РЛМ входит 9 кафедр, 6 из которых являются выпускающими. Обучение студентов ведется по специальностям: «Радиоэлектронные системы», «Оптико-электронные приборы и системы», «Лазерная техника и лазерные технологии» ( в приборостроении), «Технология приборостроения», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», «Инженерное дело в медико-биологической практике». Число обучающихся студентов - свыше 1000 человек. Новые учебные планы предусматривают выпуск бакалавров и магистров. По очной и заочной формам обучения в НУК РЛМ проходят подготовку свыше 70 аспирантов и докторантов. Учебный процесс ведут более 200 преподавателей, среди которых доктора и кандидаты наук, действительные члены различных академий РФ и международных академий. НУК РЛМ осуществляет международное сотрудничество в области научных и образовательных программ с учебными и научными организациями США, Германии, Великобритании, Китая, Франции, Швейцарии, Сирии, Бахрейна в виде совместных работ, стажировок, обмена специалистами, учеными, студентами. Высокий уровень качества подготовки специалистов обеспечивается активным участием преподавателей, аспирантов и студентов в научно-исследовательских и конструкторских работах, проводимых в НИИ РЛ. Основными направлениями научной деятельности в НУК РЛМ являются: - радиолокация, радионавигация, радиотелеметрия, связь, радиоастрономия, техника миллиметрового диапазона волн, информационно - управляющие системы и обработка информации; - антенны, элементы антенно-фидерных устройств, невзаимные элементы сверхвысокочастотного тракта, радиопередающие и радиоприемные устройства; - сверхточная лазерная дальнометрия , лазерные системы распознавания целей, инфракрасные приборы наблюдения, пеленгации и управления; - прикладная оптика, лазерная гироскопия , экологический мониторинг окружающей среды; - лазерные медицинские приборы, биомедицинские технические системы, ультразвуковая и электромагнитная диагностическая и лечебная аппаратура, медико-технические информационные технологии. Навыки практической деятельности по данным направлениям науки и техники студенты приобретают в соответствующих лабораториях НИИ РЛ, взаимодействующих с соответствующими кафедрами.
Факультет «Фундаментальные науки» (ФН) В целях обеспечения более тесной взаимосвязи общеуниверситетских кафедр в МГТУ им. Н.Э.Баумана создан факультет «Фундаментальные науки».
История старейшего в МГТУ им. Н.Э.Баумана факультета МТ неразрывно связана со становлением и развитием технологической науки в России. Огромная заслуга в этом принадлежит выдающемуся ученому - профессору Л.П.Гавриленко - первому выборному (1905г.) Ректору Императорского Московского Технического училища, основавшему старейшую кафедру Университета - "Составление проектов машин и заводов и технологии металлов и дерева".. Мы гордимся учеными нашего факультета - основоположниками научных школ, определивших направление российского высшего образования. Это академик А.М.Бочвар профессор В.П.Никитин, профессор И.М.Беспрозванный, профессор М.А.Саверин, профессор Н.Н.Рубцов, профессор В.М.Кован, академик Г.А.Николоаев, профессор Д.А.Прокошкин. профессор И.И.Сидорип. академик А.И.Целиков, профессор Г.А.Шаумян, профессор А.И.Зимин, профессор В.С.Корсаков, профессор Г.Ф.Баландин, профессор Е.А.Попов. Современный период связан с развитием принципиально новых подходов к совершенствованию производства, и это нашло отражение в подготовке специалистов технологов на нашем факультете. На основе достижений в теории технологических процессов, используя новейшие методы расчета, конструирования и моделирования, развиваются наиболее совершенные принципы автоматизированной технологической подготовки самых современных производств с применением роботов, обрабатывающих центров, систем автоматического управления производством. В настоящее время двенадцать профилирующих кафедр факультета готовят инженеров, бакалавров и магистров. На кафедрах факультета работают 268 преподавателей, которые обучают около 2000 студентов, более 100 аспирантов, около 100 зарубежных студентов из 12 стран. Студенты проходят стажировку во Франции, Канаде, Германии, Японии. Учебный процесс ведут 54 профессора, доктора технических наук, 191 доцент, кандидаты технических наук, 23 старших преподавателя и 17 ассистентов. Среди преподавательского состава 13 действительных членов и членов корреспондентов отраслевых академий. Кафедры факультета являются ведущими в России, активно сотрудничают с университетами Германии, Франции, Великобритании, США, Канады, Китая, Японии. Декан факультета "Машиностроительные технологии"
В конце 60-х годов при многих кафедрах Машиностроительного факультета сформировались передовые в СССР научные школы по разработке перспективных изделий оборонной техники и специальным технологиям. Во главе этих школ стояли выдающиеся ученые В.И.Феодосьев, Б.В.Орлов, Е.П.Попов, В.Г.Саксельцев, Н.А.Лакота, П.Ф.Краснов, В.М.Кудрявцев и другие. Дальнейшее развитие новых направлений, связанных с космической, ракетно-артиллерийской, робототехнической, боеприпасной индустриями и специальной технологией при жестко-ограниченных штатах научных работников и разрешенных постановлениями Минвуза СССР объемах финансирования стало невозможно. Возникла необходимость создания новой, нетрадиционной для вуза, научно-производственной структуры - научно-исследовательского института, по типу отраслевых оборонных НИИ. Большую роль в организации НИИ сыграли проректор МВТУ им.Баумана К.С.Колесников и профессор В.Г.Саксельцев. В сжатые сроки было согласовано с 9 министерствами Постановление СМ СССР об образовании НИИПМ, которое было подписано в июле 1971 года. Однако, после Постановления СМ прошло еще больше двух лет прежде чем вышел приказ ректора МВТУ об образовании НИИПМ. В состав НИИПМ вошли научные подразделения кафедр М-1, М-3, М-4, М-6, М-7, М-8 (нынешняя кафедра М-12), а также кафедр Э-1 и П-6 (ныне ИУ-6). Усиление научной деятельности сразу же потребовало организации соответствующей экспериментальной базы в рамках НИИПМ. В Москве создать ее было невозможно, поэтому было решено развивать ее на территории учебно-вспомогательного центра (УЭЦ), существовавшего в структуре МВТУ с 1967 года. В 1973 году НИИПМ возглавил доктор технических наук Н.А.Лакота. В этот период была создана основная научно-техническая база. В Москве функционировали основные научные подразделения, разрабатывающие принципиально новые системы, экспериментальная отработка которых проводилась в УЭЦ. Были созданы и оснащены баллистическая трасса, взрывпавильоны, зал для статико-динамических испытаний изделий подводной техники, стенды для испытаний в условиях вакуума ракетных двигателей, технологические установки для сверхглубокого сверления и производства новых материалов и др. Большое внимание при создании уделялось двойному использованию экспериментальной базы: как для научных целей, так и для проведения учебного процесса. Особой ценностью стали два демзала: ракетно-космический и ракетно-артиллерийский. В этих залах собраны образцы изделий, созданных в различных КБ за последние 50 лет. Демонстрационные залы до сих пор по количеству экспонатов и по качеству их представления не имеют аналогов в вузах России. Они продолжают являться одним из важных этапов подготовки высококвалифицированных специалистов. В 1988 году было принято решение ректората о переформировании НИИПМ в НИИСМ и разделе подразделений загородной базы между вновь организованными НИИ в МГТУ. Несмотря на переименование и перестройку новый НИИСМ полностью базировался на созданных в НИИПМ подразделениях и являлся его полноценным преемником. Благодаря традициям НИИПМ реорганизация прошла практически безболезненно и НИИСМ в кратчайшие сроки стал крупнейшим НИИ в МГТУ и имел среди них наибольшие объемы выполняемых научных работ. С момента реорганизации, НИИСМ возглавил доктор технических наук Шмаков В.П., долгое время до этого назначения работавший в головном НИИ космической промышленности. 1992 год стал для НИИСМ годом тяжелейшего испытания. Большая часть подразделений в НИИСМ выполняла НИР по заказу отраслевых оборонных институтов. Резкое сокращение финансирования последних и их развал поставил НИИСМ в тяжелейшее положение. Резко сократился состав НИИ, особенно его загородной базы. В большинстве подразделений были потеряны молодые перспективные научные кадры. Необходимо было проводить срочную переориентацию НИИ и изменение форм его работы. Новым руководством НИИСМ, избранным на собрании Трудового коллектива НИИ в 1992 году (директором института стал кандидат технических наук Челышев В.А.), был взят курс на установление прямых контактов непосредственно с заказчиками, минуя отраслевые институты. Для этого в подразделениях были созданы конструкторские структуры, работающие на принципах максимального использования САПР. Основой для этих КБ стали выпускники факультета, в подготовке которых активное участие принимали сотрудники НИИ. Последние годы ознаменованы тесным сотрудничеством НИИ и факультета. Все ведущие сотрудники НИИ принимают активное участие в учебном процессе. Удалось сохранить основной костяк научных кадров НИИ, часть высококвалифицированных сотрудников перешли на работу преподавателями и, одновременно продолжают вести научную работу в НИИ. Создание нескольких КБ позволило не зависеть от отраслевых оборонных НИИ и выполнять работы не только по оборонному заказу. За последние годы в НИИ было принято 20 молодых специалистов. Ускоренно развиваются новые направления научно-технической деятельности, не связанные с оборонным заказом. Во всех случаях эти направления согласуются с направлениями подготовки студентов. К своему 25-летию НИИСМ (НИИПМ) пришел в обновленном состоянии. Не растеряв старые школы и создав новые, НИИСМ в последние годы стал головным по созданию робототехнических У' комплексов. Всеобщее признание получили работы НИИСМ по созданию опытных образцов подводных технических средств и разработке и реализации глубоководных технологий. Ведущую роль НИИСМ занимает в разработке и создании специальных радиосистем миллиметрового диапазона. Существенную роль играют работы по созданию транспортных средств для нужд городского хозяйства. Идет разработка машин нового поколения для лесного хозяйства. Созданы и готовы к внедрению принципиально новые системы пожаротушения, различные взрывные технологии "двойного назначения" и другие интересные разработки.
Факультет включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров исследователей и разработчиков для передовых научно - исследовательских институтов, институтов Российской Академии наук, конструкторских бюро и научно - производственных объединений, занимающихся прогнозированием развития, разработкой, моделированием и созданием новых типов экологически чистых ракетно - космических двигателей и установок, энергетических систем, нетрадиционных источников энергии, поршневых и газотурбинных транспортных двигателей, систем криогеники и кондиционирования, вакуумного оборудования и пневмоавтоматики, физико - энергетических и плазменных энергетических установок, гидромашин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, комбинированных экобиозащитных систем. Выпускники факультета обладают глубокими знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин, компьютерной техники, математического моделирования, САПР, а также консалтинга, маркетинга и менеджмента.
Факультет образован в 1987 г. с целью организации подготовки специалистов в новой области комплексной (сквозной) автоматизации цикла «научные исследования - проектирование - производство» при создании различных изделий приборo - и машиностроения. Трем стадиям упомянутого цикла на факультете соотнесены пять родственных и дополняющих друг друга направлений подготовки. По автоматизированным научным исследованиям осуществляется подготовка инженеров - механиков - исследователей в рамках направления 1.Прикладная механикаВ программе подготовки реализована идея органичного объединения углубленного механико - математического (в основе - программа МГУ) и технического университетских образований. Помимо глубоких теоретических знаний в области фундаментальных наук, выпускники владеют всем арсеналом компьютерных технологий моделирования сложных задач динамики и прочности, имеют профессиональные знания в области экспериментального сопровождения решаемых задач и создания современных испытательных систем. Являясь специалистами высокого уровня, выпускники пользуются устойчивым спросом и могут работать практически в любых отраслях науки и техники.По автоматизированному проектированию ведется подготовка инженеров - системотехников в рамках следующего направления. 2.Системы автоматизированного проектированияВыпускники способны разрабатывать компьютерные технологии автоматизации проектной деятельности. Наряду с общеинженерными дисциплинами, студенты изучают микроэлектронику, элементную базу ЭВМ, языки программирования и операционные системы, системы управления базами данных, машинную графику, математическое моделирование, экспертные системы. Выпускники получают теоретические знания и практические навыки по компьютерной автоматизации процессов проектирования, разработке программных комплексов и интеллектуальных программ для со временных систем комплексной автоматизации. По автоматизации гибкого безлюдного производства подготовка проводится в рамках трех остальных направлений. 3.Роботизированные подъемно - транспортные системы и логистикаВыпускники с квалификацией инженер - механик являются специалистами в области конструирования и проектирования особого класса компьютерно управляемых машин (роботов, манипуляторов, кранов, робокар, автоматических подъемников, накопителей и конвейеров, сложных автоматизированных транспортно - складских систем и робототехнических комплексов и т. п.), позволяющих полностью исключить ручной труд при создании гибкого безлюдного автоматического производства, а также в любых других случаях для облегчения трудоемких работ. Специальные конструкторские дисциплины, строительная механика, автоматика, теория систем управления, автоматизированное проектирование, триботехника, имитационное моделирование и логистика, современное программное обеспечение основа подготовки высококвалифицированных специалистов, пользующихся устойчивым спросом в самых различных отраслях народного хозяйства страны. 4.Интеллектуальные робототехнические системыВыпускники с квалификацией инженер - системотехник являются специалистами в области разработки и проектирования компьютерных систем автоматического управления адаптивными и интеллектуальными роботами, другими машинами гибкого безлюдного производства (см. предыдущее направление подготовки). Современные сложные робототехнические комплексы, снабженные такими системами управления и соответствующим программным обеспечением, способны не только воспринимать информацию о внешней среде с помощью искусственных органов чувств (технического зрения, осязания и пр.), но и принимать самостоятельные интеллектуальные решения по осуществлению сложных типов деятельности, например, автоматической сборки, аварийно - спасательных и другого вида тяжелых и опасных работ. Подготовка ведется в научно - учебном центре робототехники и автоматизации МГТУ им. Н. Э. Баумана и Российской академии наук на основе сочетания учебной и научно - исследовательской работы студентов. 5.Компьютеризированные системы автоматизации производстваВыпускники получают квалификацию инженера - системотехкика и способы разрабатывать и проектировать многокомпьютериные системы автоматизированного управления комплексами машин гибкого безлюдного автоматического производства в масштабах автоматических участков, цехов, заводов. В их задачу также входит создание компьютерных технологий безбумажного преобразования проектной и технологической информации в программы управления гибким производством с учетом реализуемых в нем технологических процессов, а также компьютерных технологий и систем автоматического контроля и диагностики. Студенты изучают производственные процессы и комплексы как объекты управления, алгоритмы управления и принятия решений, программные и аппаратные средства систем управления, овладевают имитационным моделированием, системным проектированием и рядом других современных и развивающихся направлений в науке и технике.
Первым заведующим кафедры (с 1938 г. по 1941 г.) был Турыгин И.А. - крупный специалист в теории расчета оптических систем, работавший начальником оптико-вычислительного бюро при ЦКБ Красногорского механического завода. С 1943 г. по 1946 г. кафедру "Оптико-механические приборы" возглавлял Цукерман С.Т. В 1947 г. кафедра была переименована в кафедру "Оптических приборов". С 1947 г. по 1957 г. этой кафедрой заведовал Фрейберг С.И.
Единственный в стране факультет «Биомедицинская техника» основан в 1998 году и осуществляет подготовку инженеров по двум специальностям:
История организации факультета берет начало с 60 х годов когда ректор МВТУ им.Н.Э.Баумана академик Г.А.Николаев и профессор В.И.Лощилов с коллективом единомышленников положили начало новому научному направлению - ультразвуковой технологии в хирургии и терапии. Тогда же началось активное и плодотворное сотрудничество ученых МГТУ и врачей по созданию медицинской аппаратуры и технологий для резки, разделения, соединения и обработки биологических тканей. Бурное развитие этого направления привело к созданию пионерских, с мировой новизной, принципиально новых медицинских технологий и аппаратов для хирургии, позволяющих существенно сократить травматичность хирургических вмешательств, повысить эффективность лечения, уменьшить сроки пребывания пациентов в стационарах. Проведенные междисциплинарные фундаментальные исследования в области биофизики, биомеханики, медицинской акустики были отмечены Государственными премиями СССР, медалями, а за исследования в области биомеханики костных тканей и динамики аортального клапанного комплекса сердца коллективы МГТУ им. Н.Э.Баумана и медиков получили два свидедельства на научные открытия. Проведенные в 70-80-е годы исследования электромеханических эффектов в биотканях тканях дали положили начало новому научному направлению: « Биоадекватной электромагнитной терапии и неинвазивной диагностики кровообращения », развитие которого привело к созданию покаления медицинских аппаратов и систем для лечения и диагностики широкого круга заболеваний. В 1978 году была открыта кафедра «Биомедицинские технические системы и устройства» (БМТ1), первым заведующим которой стал профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР В.И. Лощилов. На кафедре совместно с Московской медицинской академией была организована переподготовка инженеров и врачей по медицинской технике, а с 1983 года открыт набор на дневное и вечернее отделение студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана. С 1988 г. кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РСФСР В.П.Жаров, под руководством которого готовится пополнение инженеры-разработчики новой отечественной медицинской техники.
Факультет социальных и гуманитарных наук — МГТУ им. Н.Э. Баумана — основан в 1971 году и до 1992 года назывался факультетом общественных наук. В рамках факультета были объединены 4 кафедры (истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии и научного коммунизма), на которых работало ок. 200 человек. Задачами факультета являлось:
В разные годы деканами факультета были к.и.н., доцент Носов Петр Андреевич (1971 г.), к.и.н., доцент Волохова Генриэтта Леонидовна (1971-1988 гг.), к.филос. н, доцент Базалин Валерий Григорьевич (1988 - 1992 гг.), с 1992 г. по н.в. - Багдасарьян Надежда Гегамовна, д. филос. наук, профессор. В 90-ые годы была проведена реорганизация факультета. В связи с образованием ф-та ИБМ, в него вошла кафедра экономики. Концепция преподавания социально-гуманитарных дисциплин учитывала универси-тетский статус инженерного образования.
Экономические преобразования в России, потепление международного климата привели к резкому сокращению государственного заказа, конверсии военного производства. Предприятия высокотехнологичных отраслей (прежде всего, военно-промышленного комплекса) вынуждены заниматься коммерциализацией своей продукции, предпринимательской деятельностью в области высоких технологий (т.е. заниматься инженерным бизнесом). Наряду с крупными организациями, в этот бизнес начинают все активнее включаться малые и средние фирмы.
Военное обучение в МГТУ ведет свою историю с 1926 года. За этот период военными преподавателями университета подготовлено немало специалистов для вооруженных сил. Факультет военного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана готовит офицеров запаса по 32 военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, состоит из семи военных кафедр (одна размещена в Калужском филиале университета) и кафедры Защиты в ЧС и ГО. Практическое обучение проводится на технике размещенной, на учебном полигоне в Дмитровском районе, Московской области. Военное обучение в МГТУ имеет статус дополнительного образования. Факультет готовит высококвалифицированных инженеров по наиболее наукоемким военным специальностям. Целевое предназначение выпускников ФВО – служба в подразделениях, частях, штабах и пунктах управления различных видов вооруженных сил. Прием студентов на факультет военного обучения осуществляется на конкурсной основе по результатам профессионального отбора. К военному обучению привлекаются студенты – граждане РФ, годные к военной службе по состоянию здоровья, успешно прошедшие профессиональный отбор. При принятии решения о приеме учитываются: соответствие гражданской специальности квалификационным требованиям к военно-учетной специальности, успеваемость по основным дисциплинам и уровень физического развития кандидата. Со студентами успешно прошедшими профотбор заключается контракт о военном обучении по программам подготовки офицеров запаса. Военное обучение проводится на III , IV и V курсах. Военное обучение осуществляется методом «военного дня» (шесть часов учебных занятий и три часа самоподготовки, один раз в неделю). Учебные программы включают: как занятия в вузе, так и учебные сборы в войсках. Особое внимание уделяется практическому изучению основ эксплуатации и боевого применения систем вооружения. Занятия на ФВО прививают студентам любовь к Родине, навыки и умения в управлении подчиненными, вырабатывают способность принимать решения. Важной составляющей учебных программ являются занятия по общевоенной подготовке. На занятиях по общественно-государственной подготовке студенты изучают историю Вооруженных Сил, их место и роль в современном обществе. После завершения обучения и успешной сдачи государственного экзамена по военной подготовке, выпускникам ФВО приказом министра обороны РФ присваивается звание лейтенанта запаса. Главная-Факультеты-История-Подготовительные отделения-Правила приема Вверх--На главную--Вернуться к списку ||Учебный комбинат||О лаборатории||Выбор профессии||Высшее образование||Среднее специальное||Справочное пособие||Новости||Карта сайта||Контакты||Web-мастеру|| |
Веб: zigmud@bk.ru
Технологическая лаборатория: Учебные заведения: |